Причем тут самозанятые?
Новый законопроект, подготовленный Минэкономики совместно с Минпромторгом и Минфином, призван урегулировать рынок маркетплейсов, который развивается бурными темпами и не имеет единой системы регулирования. Казалось бы, каким боком здесь самозанятые? Первые редакции закона, который сейчас проходит публичные обсуждения (ознакомиться с законопроектом можно здесь https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=152517), показывают, что самое прямое: в ближайшее время на работу с ними посредников (агрегаторы + платформы) могут быть наложены серьезные ограничения.
Как говорится, предупрежден – значит вооружен, а потому давайте рассмотрим ключевые ограничения, за которые активно ратует Минэкономразвития.
Запрет на сотрудничество самозанятого с бывшим работодателем
Сегодня количество самозанятых стремительно растет, но Минэкономразвития считает, что большая часть этих людей – незаконно переведенные в статус самозанятого своим же руководством. Документально бывший сотрудник становится плательщиком налога на профессиональный доход, а по факту остается работать в той же компании и решает тот же круг задач. Работодатель получает от такого перевода существенные плюсы – ему больше не нужно делать отчисления в ПФР, фонд социального страхования, оплачивать отпуск и больничный лист. Конкретных данных по распространению этой тенденции нет, но из неофициальных источников приходят неутешительные сведения.
Поэтому Минэкономразвития предлагает ограничить возможность компаний сотрудничать с самозанятыми, если между ними существовали трудовые отношения менее 2 лет назад. Ответственность за выполнение этого пункта возлагается на цифровые платформы, выступающие посредниками между сторонами. Именно они должны «добывать» правдивые и актуальные сведения о трудовых отношениях. Причем предположительный инструмент в законопроекте не назван: должны ли платформы сами искать данную информацию или при регистрации на сайте самозанятого требовать с него сведения о предыдущей работе, какой источник считается правдивым и т.д. Вопросов сейчас больше, чем ответов.
Данное ограничение не одобрили в Роструде, посчитав дискриминацией определенной категории исполнителей. ФАС также считает, что принятие этих сдерживающих мер нарушает права ФЛ (гражданские + трудовые), одновременно возлагая на посредников непомерные обязательства.
Но пока Минэкономразвития не внесло корректировки в эту часть законопроекта, утверждая, что ограничения помогу искоренить практику оказания услуг работодателю в ином статусе после «увольнения».
Интересно, что если закон будет принят с сегодняшней формулировкой, то даже человек, например, ранее работавший менеджером в офисе, а сейчас являющийся таксистом-самозанятым, не сможет взять заказ от своего бывшего работодателя.
Ограничения на длительное и регулярное оказание услуг
Еще один спорный момент в отношении самозанятых, который активно обсуждается. В текущей версии законопроекта предполагается ограничить взаимодействие с одним заказчиком:
· по количеству заказов;
· по длительности.
И здесь не учитываются интересы ни одной из сторон процесса:
· заказчики заинтересованы в длительной работе с грамотным исполнителем;
· исполнителю удобно работать с проверенным заказчиком;
· посредник получает свою комиссию от успешного взаимодействия сторон.
В итоге предоставив заказчикам и исполнителям информацию о наличии предметов взаимного интереса, агрегатор рискует их потеряет – они попросту уйдут с площадки и продолжат работать напрямую, что существенно повысит вероятность встречи с мошенниками.
Дополнительные ограничения
Согласно последней редакции, их немного:
· запрет на подчинение внутреннему регламенту заказчика, его графику работы и т.д. (мера опять же направлена на нейтрализацию перевода сотрудников в самозанятые, но механизм регулирования ее исполнения не определен);
· право цифровых платформ самостоятельно вводить ограничения по распределению заказов среди исполнителей.
Последний момент тоже пока не совсем ясен. Предполагается, что перераспределение будет связано с прохождением оплаты – исключительно через площадку, а не сразу от заказчика к исполнителю. Но как именно надлежит работать платформам, Минэкономразвития не разъяснил.
Многим представителям бизнеса новый закон кажется жестким, но здесь важно разглядеть общую тенденцию, и она такова – государство будет и дальше усиливать контроль над самозанятыми. Например, в августе 2024 года Минпромторг предложил приравнять площадки к торговым сетям и запретить им работать с самозанятыми.
С учетом наметившейся тенденции готовиться к грядущим переменам нужно уже сегодня. Конечно же, с поддержкой опытного юриста, владеющего актуальной информацией по вопросу и быстро разобравшегося в нововведениях.
Не в порядке рекламы, но с готовностью пообщаться: если у вас есть вопросы по данной теме (равно как и по иным юридическим), вы хотите заручиться мнением опытного юриста – пишите ТГ @patrikeevofficial_bot, всегда рад новым кейсам и вопросам.