Cookie-файлы
Мы используем cookie-файлы, чтобы запомнить ваши настройки, анализировать работу сайта и повышать его эффективность. Перед продолжением использования сайта, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой обработки файлов cookie. Вы можете настроить использование cookie-файлов по своему усмотрению:
Cookie-файлы
Настройки cookie
Обязательные
необходимы для корректной работы сайта
Аналитические
Disabled
помогают нам улучшать функциональность и контент
Маркетинговые
Disabled
используются для персонализации рекламы и предложений
Правовые документы

Взять на работу бывшего чиновника: решаем вопрос без сучка и задоринки

Добрый день, друзья!

Сегодня хочу затронуть важную тему - как не нарушить закон, принимая на работу бывшего государственного служащего, и какие важные нюансы учесть в процессе

В чем сложность?

Главная загвоздка заключается в антикоррупционном законодательстве.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», работодатель при приеме на работу уволенного с государственной или муниципальной службы соискателя обязан самостоятельно проверить, подпадает ли он под действие антикоррупционного законодательства.
Говоря простыми словами, компания-работодатель должна знать, сколько времени прошло с момента увольнения чиновника. Если менее 2 лет, то необходимо сообщить о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности и в судебном порядке ему будет вынесен штраф, максимальный размер которого составляет 500 000 рублей.
Но из правила есть исключения, поэтому давайте разбираться со всеми нюансами поэтапно.

Проверка сотрудника

Как узнать, подпадает ли соискатель под действие антикоррупционного законодательства? Он сам обязан сообщить своему новому работодателю о последнем месте службе и дате увольнения с нее.
Если ваш новый сотрудник проигнорирует эту обязанность, то даже уже заключенный договор с ним прекратит свое действие (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК, ч. 2–4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Поэтому претендент на открытую вакансию не заинтересован в сокрытии информации. Вы точно, будете знать, прошло ли уже 2 года с момента увольнения или нет. В последнем случае вы обязаны уведомить бывшего работодателя о приеме на работу данного сотрудника. Это делается в любых обстоятельствах из перечисленных ниже:
  • заключение срочного/бессрочного основного трудового договора;
  • оформление по совместительству в другую организацию;
  • планируется заключение договора ГПХ на выполнение работ/оказание услуг) стоимостью больше 100 000 рублей в месяц;
  • готовится заключение гражданского договора сроком менее месяца, но стоимостью вознаграждения свыше 100 000 рублей.
Но данное правило актуально для чиновников, чья должность входит в специальный перечень. Точнее - таких списков несколько:
  • раздел 1-2, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;
  • перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня по Указу № 557;
  • перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.07.2010 № 925).
Лицам, входящим в списки, вменялось в обязанность предоставление информации о своих доходах, имуществе и некоторые иные обязательства в отношении членов семьи.
Все перечни доступны для работодателя, и он может самостоятельно проверить информацию соискателя на сайтах органов:
  • федеральной/региональной государственной власти;
  • местного самоуправления.
В случае, если вы не нашли должности в списке, но сомнения остаются, вы можете сделать запрос. Я обычно рекомендую подстраховаться и не пускать все на самотек - уж лучше уведомить прежнего работодателя о сотруднике, который не занимал должность из перечня, чем не сделать этого и нарушить закон.
Интересна судебная практика и позиция Верховного Суда относительно некоторых нюансов оповещения работодателя. В постановлении Верховного Суда РФ от 21.04.2017 № 45-АД17-11 озвучена позиция по делу принятия на работу Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в МКД сотрудницу ИФНС без информирования бывшего работодателя. ВС пояснил, что работа в государственных и муниципальных органах не предполагает пересечения публичных и частных интересов. Поэтому коррупционных рисков здесь не наблюдается и оповещение работодателя не требуется.
Но все же стоит отделять судебную практику от законодательства. В последнем не предусмотрены исключения, поставленные в зависимость от формы собственности организации-работодателя. А значит директор госкомпании, взявший на себя ответственность не сообщать о найме бывшего госслужащего, должен быть готов идти в суд и аргументировать свою позицию.

Отправка уведомления прежнему работодателю: что учесть

Сообщение о найме должно соответствовать ряду требований:
  • форма и содержание;
  • адресат;
  • сроки.
Каждый аспект я разберу ниже, чтобы у вас не осталось вопросов по подготовке уведомления.

Форма и содержание

Строго установленной законом формы уведомления нет, но важно учитывать Правила, утвержденные постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. Согласно им, документ:
  • печатается на официальном бланке организации;
  • подписывается лично руководителем либо сотрудником с правом подписи трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • заверяется печатью (организации/кадровой службы).
В содержании обязательно отразите:
  • Ф.И.О. бывшего чиновника;
  • полную дату рождения;
  • занимаемую должность на муниципальной или госслужбе (из записей в трудовой книжке);
  • наименование работодателя (полное и сокращенное).
При заключении трудового договора вносятся дополнительные данные:
  • дата выпуска приказа о приеме на работу + его номер;
  • сведения по трудовому договору (дата заключения, сроки, дата начала работы и др);
  • должность, на которую взят сотрудник;
  • должностные инструкции.
Заключение гражданско-правового договора также требует дополнения сведениями о договоре.
Подготовленное уведомление регистрируется – на нем ставится дата и номер.

Адресат

Здесь все просто – документ направляется по адресу последнего места службы, что указано в ч. 4 ст. 12 Закона о противодействие коррупции. Но если адресат проходит процесс ликвидации, уведомление отправляется:
  • в упраздняемый орган по месту нахождения ликвидационной комиссии – в случае ее работы;
  • в орган-правопреемник – если комиссия завершила работу;
  • одному из правопреемников по своему усмотрению – если функции ликвидированной организации были распределены между несколькими.
На отправку уведомления работодателю отведено 10 дней с даты заключения договора с бывшим госслужащим.

Антимонопольное законодательство: зачем нужна комиссия

При приеме на работу бывшего чиновника есть еще один подводный камень - комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Без ее согласия вы не сможете оформить нового сотрудника в организацию, деятельность которой он ранее администрировал.
Например, заместитель руководителя ИФНС уволился со своей должности и заключает договор на консалтинг компании, зарегистрированной в данной налоговой. Это именно тот случай, когда требуется согласие комиссии.
Работодателю важно понимать механизм принятия решения комиссией. Вот несколько моментов:
  • обратиться за согласием может только сам бывший госслужащий;
  • комиссия рассматривает заявление в соответствии с регламентом;
  • письменно информирует о принятом решении.
Процесс деятельности комиссии регламентируется Положением, утвержденным Указом Президента от 01.07.2010 № 821 (далее – Указ № 821), а правила работы комиссий для служащих региональных/органов местного самоуправления утверждают актами регионального и местного уровня (п. 8 Указа № 821).
Минтруд настоятельно не рекомендует фиксировать трудовые обязательства до получения согласия комиссии. При отказе все заключенные договора теряют свою юридическую силу.

А чем грозят нарушения работодателю?

В начале статьи я уже упоминал об административной ответственности и наложенном штрафе, но сейчас хочу остановиться на этом вопросе немного подробнее.
За игнорирование правил приема на работу бывшего чиновника нарушитель будет привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП. Штрафные санкции могут быть наложены не только на компанию (напомню, сумма составит до полумиллиона рублей), но и на:
  • граждан – до 4 000 рублей;
  • должностных лиц – до 50 000 рублей.
К последним обычно относят руководителя либо уполномоченного заключать и подписывать трудовые договоры сотрудника. Специалисты отдела кадров в этот список не входят за исключением тех, у кого в трудовом договоре/должностной инструкции указана обязанность соблюдать требования законодательства.
Как видите, процесс найма бывшего госслужащего не так уж и прост. И каждый его шаг стоит тщательно продумывать или доверить процедуру опытному юристу, который разработает для вас индивидуальную «дорожную карту» и поможет сделать все строго в рамках закона.