На сегодняшний день в «Телеграме» почти 1,5 миллиона каналов и многие из них принадлежат компаниям, которые продвигают с их помощью свой бизнес. Некоторые только в начале пути по развитию канала и упускают из виду тот факт, что даже при 10-20 подписчиках нужно соблюдать определенные законодательные нормы, а иначе жди штрафы. И это только одна из возможных проблем!
Поэтому я подготовил для вас краткий гайд по проверке канала, который позволит своевременно найти и исправить нарушения.
Что в имени тебе моем?
Название – первое, с чего стоит начать проверку. В последние годы набирает обороты тенденция регистрировать название канала в качестве товарного знака. И если вы сами этого не сделали, то вполне возможно кто-то другой уже указал в шапке профиля то же имя, что и у вас, но предварительно зарегистрировал его.
В результате есть риск столкновения с правообладателем в будущем или невозможности пресечь кражу вашего названия другим лицом.
Как обезопасить себя? Обязательно проверьте название канала – действующего или нового на схожесть с уже зарегистрированными товарными знаками и поданными заявками. Это можно сделать на сайте ФИПС (Федерального института промышленной собственности) по ссылке https://new.fips.ru/registers-web/. Доступ к большей части реестров бесплатный, но по некоторым источникам (например, базе заявленных на регистрацию обозначений) проверка делается только платно.
Если вам повезло и никто не «застолбил» такое же название, а вы имеете планы по развитию канала как бизнеса, не теряйте времени и сами подайте заявление на регистрацию товарного знака. Конечно, это лишние расходы, но зато в дальнейшем вы будете совершенно уверены в уникальности своего обозначения.
Маркировка рекламы
Сколько об этом сказано, а воз и ныне там – встречаются еще ТГ-каналы, которые игнорируют правило о маркировке либо делают все неправильно. Запомните, что в обязательном порядке рекламный контент должен:
- иметь пометку «реклама»;
- получить токен;
- указывать на заказчика рекламного блока или давать ссылку на сайт со сведениями о нем.
Также учитывайте, что все данные о рекламном контенте владельцы канала обязаны передать в ЕРИР через ОРД.
Перед размещение рекламы сверьтесь со ст. 5 Закона «О рекламе»
№-38-ФЗ. В нем указаны ограничения, недопустимые формулировки и содержание рекламных блоков. В седьмой статье перечислены товары и услуги, не подлежащие рекламированию ни при каких условиях. К примеру, в такую категорию входят ВПН (согласно внесенным поправкам в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ). Рекламирование таких сервисов будет прямым нарушением закона.
Отдельно хочу упомянуть и о маркировке в репостах материалов лиц, признанных иноагентами (в соответствии с пунктом 6 части 9 статьи 10 Федерального закона № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).
Чтобы не получить от ФАС штраф до полумиллиона рублей, проконсультируйтесь с профильными юристами. В законодательных актах немало размытых формулировок, регулярно появляются дополнения к уже действующим законам, поэтому самостоятельная проверка может оказаться неэффективной - наказать могут даже за то, о чем вы и подумать не могли.
Права на картинки и видео – они чьи?
Этим вопросом вы тоже должны озадачиться. Лучше всего использовать иллюстрации, созданные или нарисованные вами лично. Но если вы публикуете в блоге фото, картинки или видео, найденные в интернете, то могут возникнуть проблемы. Избежать их можно при условии:
- указания на автора контента и наличия его согласия на использование результата своего труда;
- наличия у бесплатного/платного стока лицензии с разрешением на использование контента в коммерческих целях.
В подобных вопросах правильным будет несколько раз все перепроверить: уточнить право на использование фотоконтента напрямую у автора, даже если в лицензии стока указано разрешение на применение снимков и картинок в коммерческих целях.
Текстовый контент из-под «пера» копирайтера
Чаще всего тексты публикаций в каналах создаются копирайтерами. Дать рекомендации по грамотному построению взаимодействия с этими специалистами в вашем конкретном случае я могу в рамках консультации, но все же отмечу необходимость заключения договора со следующими пунктами:
- передача текстов и исключительных прав на них заказчику после завершения работы;
- обязательная проверка копирайтером контента на уникальность и доведение ее до 100%;
- применение штрафных санкций в случае выявление обмана по предыдущему пункту.
Обработка персональных данных
С порядком сбора ПД вы можете ознакомиться в законе №152-ФЗ «О персональных данных», но в этом вопросе легко ступить на хрупкий лед и наделать ошибок. Если на своем канале вы собираете пользовательские данные (Ф.И.О., телефонные номера и др - например, через бот), то в обязательном порядке должны обеспечить наличие как минимум:
- ссылки на политику конфиденциальности;
- формы согласия на обработку персональных данных от пользователей.
Дополнительно убедитесь в отсутствии на вашем ТГ-канале (даже в виде репостов):
- фейков;
- материалов экстремистского характера;
- оскорблений в адрес людей и власти;
- дискредитирующего армию контента;
- порочащих ФЛ и ЮЛ материалов;
- нелегального контента;
- информации, раскрывающей тайны чужой личной жизни.
Как вы смогли убедиться, ведение ТГ-канала требует владения обширными знаниями в области законодательных норм. И даже это не гарантирует, что вы не пропустите очередное обновление или корректировки уже действующих нормативных актов.
Хотите быть уверены в юридической безопасности развиваемого аккаунта? Добро пожаловать, на консультацию к юристу.